Случилось, что, когда Иисус в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба; ибо друг мой с дороги зашёл ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него. (Лк 11, 1-13)
Урок молитвы
В сегодняшнем евангельском отрывке (см. Лк 11, 1–13) святой Лука рассказывает об обстоятельствах, при которых Иисус учит молитве «Отче наш». Ученики уже умеют молиться, произнося формулы еврейской традиции, но они хотят переживать ту же «глубину» молитвы, какую видят у Иисуса. Ведь они замечают, что молитва — это основополагающее измерение в жизни их Учителя: каждое важное событие сопровождается у Него длительными моментами молитвы. Более того, их восхищает то, что Он молится не так, как другие учителя того времени, но в Его молитве присутствует глубокая близость к Отцу. Это так сильно привлекает их, что они сами хотят быть частью этих моментов единения с Богом и вкусить всей сладости этого опыта.
Господи, научи нас молиться
Однажды, когда Иисус закончил молиться в уединённом месте, они обратились к Нему с просьбой: «Господи, научи нас молиться» (ст. 1). В ответ на этот прямой запрос Иисус не даёт отвлечённого определения молитвы и не обучает какой-то особой технике, позволяющей «получить» что-то от Бога. Вместо этого Он приглашает учеников к опыту молитвы, вводит их в непосредственное общение с Отцом, пробуждая в них жажду личных отношений с Богом, с Отцом. Вот в чём новизна христианской молитвы! Это диалог между любящими людьми, основанный на доверии, поддерживаемый вниманием и открытостью к совместной ответственности. Это диалог Сына с Отцом, диалог детей с Отцом. Такова христианская молитва.
Иисус учит нас молитве «Отче наш»
И потому Он вручает им молитву «Отче наш» — возможно, самый драгоценный дар, оставленный нам Божественным Учителем в Его земной миссии. Открыв нам тайну Своей Сыновности и братства, через эту молитву Иисус вводит нас в Отцовство Бога. Я хочу подчеркнуть это: когда Иисус учит нас «Отче наш», Он вводит нас в Отцовство Бога и указывает путь для личного, доверительного и молитвенного диалога с Ним. Это диалог между отцом и сыном, между сыном и отцом. Всё, о чём мы просим в молитве «Отче наш», уже осуществлено в нас через Единородного Сына: освящение Имени, пришествие Царствия, дар хлеба, прощение и избавление от зла. Когда мы просим, мы открываем руки, чтобы принять. Принять дары, которые Отец показал нам в Сыне. Молитва, которой научил нас Господь, — это квинтэссенция всякой молитвы, и мы обращаемся к Отцу всегда в общении с братьями. Иногда в молитве нас отвлекает что-то, но часто мы ощущаем желание остановиться на первом слове: «Отче…» — и почувствовать это отцовство в сердце.
Надо настойчиво молиться
Затем Иисус рассказывает притчу о навязчивом друге и говорит: «Надо настойчиво молиться». Мне вспоминаются дети в возрасте около трёх–трёх с половиной лет: они начинают задавать вопросы, которые ещё не до конца понимают. В моей родной земле это называется «возраст почему», думаю, и здесь так же. Дети начинают смотреть на отца и спрашивать: «Папа, почему? Папа, почему?» — они просят объяснений. И будьте внимательны: когда отец начинает объяснять, они уже задают следующий вопрос, не дослушав ответа. Что происходит? Дети чувствуют неуверенность перед множеством вещей, которые они только начинают понимать. Им нужно лишь одно — привлечь к себе взгляд отца, и потому они повторяют: «Почему? Почему?» В молитве «Отче наш», если мы остановимся на первом слове, мы будем поступать так же, как в детстве — привлекать на себя взгляд Отца. Говорить: «Отче, Отче…», и даже: «Почему?», и Он посмотрит на нас.
Будем просить Марию, женщину молитвы, помочь нам молиться «Отче наш», соединяясь с Иисусом, чтобы жить Евангелием, ведомыми Святым Духом.
/ Франциск /
—
БЛАГОСЛОВЛЯЮ ТЕБЯ
Благословляю Тебя, Отче, в начале этого нового дня.
Прими мою хвалу и благодарность за дар жизни и веры.
Силой Твоего Духа направляй мои замыслы и поступки:
пусть они будут по Твоей воле.
Избавь меня от уныния перед трудностями и от всякого зла.
Сделай меня внимательным к нуждам других.
Охрани моей любовью мою семью.
Да будет так.
Аминь!
