Братья: Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, вкусите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. (1 Кор 11, 23-26)
Сие творите в Моё воспоминание
Дважды Апостол Павел, обращаясь к коринфской общине, сообщает об этом повелении Иисуса в рассказе об установлении Евхаристии. Это древнейшее свидетельство слов Христа на Тайной вечере. «Сие творите». То есть возьмите хлеб, поблагодарите и преломите; возьмите чашу, поблагодарите и раздайте. Иисус повелевает нам повторять жест, которым Он учредил память Своей Пасхи, посредством которой Он отдал нам Свое Тело и Свою Кровь. И этот жест дошел до нас: это «совершение» Евхаристии, предметом которой всегда является Иисус, но совершаемой нашими бедными руками, помазанными Святым Духом.
Иисус благословляет и преломляет хлебы
«Сие творите». Ранее Иисус просил учеников «делать» то, что Он уже имел в своем сердце, повинуясь воле Отца. Мы слышали это недавно в Евангелии. Перед уставшей и голодной толпой Иисус говорит ученикам: «Вы дайте им есть» (Лк 9, 13). На самом деле это Иисус благословляет и преломляет хлебы, пока все люди не насытятся, но пять хлебов и две рыбы приносят ученики, и Иисус хотел именно этого: чтобы они вместо того, чтобы распускать толпу, раздали то немногое, что у них было. А затем еще один жест: куски хлеба, преломленные святыми и честными руками Господа, переходят в бедные руки учеников, которые раздают их народу. Это тоже «делают» с Иисусом, это «дает пищу» вместе с Ним. Ясно, что это чудо не только хочет насытить простой голод, но является знамением того, что Христос намерен совершить для спасения всего мира, человечества, отдав Свою Плоть и Кровь (ср. Ин 6, 48-58). И все же мы всегда должны совершать эти два маленьких жеста: предлагать те немногие хлебы и рыбу, которые у нас есть; возьми хлеб, преломленный руками Иисуса, и раздай его всем. Делать и даже ломать!
Иисус преломляет хлеб
Преломление: это другое слово, которое объясняет значение «сие творите в Моё воспоминание». Иисус сломился, Он сломился для нас. И он просит нас отдать себя, преломить для других. Именно это «преломление хлеба» стало иконой, знаком признания Христа и христиан. Мы помним историю путешествия в Эммаус: Его узнали «в преломлении хлеба» (Лк 24, 35). Мы помним первую общину Иерусалима: «Они были настойчивы […] в преломлении хлеба» (Деян 2, 42). Именно Евхаристия с самого начала становится центром и формой жизни Церкви. Но подумаем также обо всех святых — известных или безымянных, — которые «ломали» себя, свою жизнь, чтобы «дать пищу» своим братьям. Сколько матерей, сколько отцов вместе с нарезанным дома хлебом насущным разбивали сердца, чтобы их дети росли, и чтобы они росли здоровыми! Сколько христиан как ответственные граждане сломали свою жизнь, чтобы защитить достоинство всех, особенно самых бедных, самых маргинализированных и подвергающихся дискриминации! Где они находят силы для всего этого? Именно в Евхаристии: в силе любви воскресшего Господа, Который и сегодня преломляет нам хлеб и повторяет: «сие творите в Моё воспоминание».
/ Франциск /
—
Секвенция
Славь, Сион, Спасителя.
Славь Царя и Пастыря
Гласом песнопения.
Хор людской ликуй всечасно,
Да поют уста согласно,
Хоть слабы сие воспеть.
Днесь ко Божьей славе вящей
Хлеб живой животворящий
Восхвалять дерзаем вновь.
Он на трапезе святейшей —
Дар сей истинный ценнейший —
Лику дан апостолов.
Да восходит наше пенье
Вознося благодаренье
Велегласно к небесам.
Ибо днесь мы созерцаем
С верою воспоминаем
Тайну вечной Вечери.
Се, Владыка Пасхи новой
Отменил закон суровый
И Завет нам вечный дал.
Солнце истины сияет,
Силы вражьи исчезают,
Светлый луч мрак прочь изгнал.
Сам Господь сие свершает —
Хлеб, вино пресуществляет
В Тайны Преблаженные.
В Господа Христа реченье
Веры истинной ученье
Основанье обрело.
Пейте Кровь и Плоть ядите, —
Рек Господь: Сие творите,
Вспоминая обо Мне.
Чувства вводят в заблужденье,
Мысль взыскует подтвержденья,
Но едино вера зрит.
Питие ли, иль яденье,
Плоть ли, Кровь ли искупленья,
В Них едино Божество.
Внешне выглядят различно, —
Зрится знак един двоично,
Но одно спасение.
Божья мудрость беспредельна, —
Хоть ломима, нераздельна
Плоть Христа в Святых Дарах.
Верных множество вкушает,
Всякий равно принимает, —
Бог не умаляется.
Всяк, кто к Чаше приступает,
Тот по вере обретает
Жизнь иль осуждение.
Рай святым, а злым — отмщенье,
Хоть едино Причащенье —
Разно воздаяние.
Сущности не нарушает
Кто знак Хлеба преломляет, —
Бог не разделяется.
И в частице жизни Хлеба
К нам Господь нисходит с неба,
Вечный Агнец жертвенный.
Аминь.
