ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

«СТРАСТИ ГОСПОДНИЕ»

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ, КОЛИЗЕЙ, РИМ, 18 АПРЕЛЯ 2025

Франциск


Введение

Путь на Голгофу проходит среди наших повседневных дорог. Мы, Господи, чаще всего идём в направлении, противоположном Твоему. Именно тогда мы можем неожиданно встретить Твой лик, пересечься с Твоим взглядом. Мы идём, как всегда, а Ты выходишь нам навстречу. Твои глаза читают наши сердца. Тогда мы колеблемся, будто не можем больше идти, как ни в чём не бывало. Мы можем обернуться, взглянуть на Тебя, последовать за Тобой. Можем войти в Твой путь и понять, что лучше изменить направление.

Из Евангелия от Марка (10,21)

«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал: «Одного тебе не хватает: иди, продай всё, что имеешь, и раздай нищим — и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мной»».

Иисус — это Твоё имя, и действительно, в Тебе «Бог спасает».
Бог Авраама, Который зовёт, Бог Исаака, Который заботится, Бог Иакова, Который благословляет, Бог Израиля, Который освобождает —
во взгляде Твоём, Господи, проходящем сквозь Иерусалим, — вся полнота откровения.
В Твоих шагах, идущих прочь из города, — наш исход к новой земле.
Ты пришёл, чтобы изменить мир: для нас это значит — изменить направление, увидеть красоту следов Твоих, позволить воспоминанию о Твоих глазах работать в нашем сердце.

Крестный путь — это молитва того, кто в пути.
Она прерывает наши привычные маршруты, чтобы из усталости мы направились к радости.
Да, путь Иисуса нелёгок: в этом мире, где всё подсчитывается, бескорыстие дорого стоит.
Но в даре всё расцветает вновь:
— город, разделённый фракциями и разорванный конфликтами, движется к примирению;
— религиозность, ставшая сухой, открывает плодородие Божьих обетований;
— даже каменное сердце может стать сердцем из плоти.
Остаётся только услышать приглашение:
«Приходи! Следуй за Мной!»
— и довериться этому взгляду любви.


I Стояние: Иисус осуждён на смерть

Из Евангелия от Луки (23,13–16)

Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им:
«Вы привели ко мне этого Человека как смутившего народ. Я исследовал Его перед вами и не нашёл в этом Человеке ничего того, в чём вы Его обвиняете. И Ирод тоже не нашёл, потому что вернул Его нам. Итак, Он ничего не сделал, что заслуживало бы смерти. Поэтому, наказав Его, отпущу».

Но так не случилось. Он не отпустил Тебя.
А ведь могло быть иначе.
Это драматическая игра наших свобод.
Та самая, ради которой, Господи, Ты нас так высоко оценил.
Ты доверился Ироду, Пилату, друзьям и врагам.
Ты безвозвратно вручил Себя в наши руки.
И мы можем совершать чудеса: освобождать несправедливо обвинённых, понимать сложность ситуаций, противостоять осуждающим суждениям.

Даже Ирод мог последовать той святой тревоге, которая влекла его к Тебе, — но он не сделал этого, даже когда оказался перед Тобой.
Пилат мог освободить Тебя: он уже оправдал Тебя. Но не сделал.
Путь Креста, Иисус, — это возможность, которую мы уже слишком часто теряли.

Мы признаёмся:
мы — пленники ролей, из которых не захотели выйти,
мы боимся неудобства перемены пути.
Ты всё ещё, молча, стоишь перед нами —
в каждом брате и каждой сестре, подвергаемых суждению и предвзятости.

Возвращаются религиозные доводы, юридические уловки,
мнимый здравый смысл, который не хочет вовлекаться в судьбу других:
тысячи причин тянут нас на сторону Ирода, священников, Пилата и толпы.
Но всё может быть иначе.

Ты, Иисус, не умываешь рук.
Ты продолжаешь любить, в молчании.
Ты сделал Свой выбор.
Теперь — наш черёд.


Молимся, говоря: Открой моё сердце, Иисус

  • Когда передо мной человек, которого осудили.
    Открой моё сердце, Иисус
  • Когда мои уверенности оказываются предрассудками.
    Открой моё сердце, Иисус
  • Когда мною правит жёсткость.
    Открой моё сердце, Иисус
  • Когда добро втайне влечёт меня.
    Открой моё сердце, Иисус
  • Когда я хочу быть смелым, но боюсь потерять что-то.
    Открой моё сердце, Иисус


II Стояние: Иисус берёт на Себя крест

Из Евангелия от Луки (9,43б–45)

Когда все удивлялись всему, что Он творил, Он сказал Своим ученикам:
«Внимательно запомните эти слова: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие».
Но они не поняли этих слов: они были для них столь загадочны, что они не могли уловить их смысла и боялись спросить Его об этом.

Уже месяцы, может быть, даже годы, этот груз был на Твоих плечах, Иисус.
Когда Ты говорил об этом, никто не обращал внимания: непреодолимое сопротивление — даже просто догадаться.
Ты не искал этого, но чувствовал, как крест приближается к Тебе всё яснее и яснее.
Ты принял его, потому что ощущал не только его тяжесть, но и ответственность.

Путь Твоего креста, Иисус, — это не только подъём.
Это Твоё нисхождение к тем, кого Ты возлюбил, к миру, который Бог любит.
Это — ответ, принятие ответственности.
Это стоит дорого, как стоят самые истинные связи, самые прекрасные любви.

Груз, который Ты несёшь, говорит о дыхании, что движет Тобой, о Духе, «Который есть Господь и дающий жизнь».
Почему-то мы боимся даже спросить Тебя об этом.
На самом деле, это у нас перехватывает дыхание от постоянного бегства от ответственности.
Нужно всего лишь не убегать, а остаться: среди тех, кого Ты нам дал, в тех условиях, куда Ты нас поместил.
Связать себя — и почувствовать, что только так мы перестаём быть пленниками самих себя.

Эгоизм — тяжелее креста.
Равнодушие — тяжелее разделения ноши.
Пророк уже возвещал:
«И юноши устают и слабеют, и молодые люди падают; но надеющиеся на Господа обновят силы, поднимут крылья, как орлы, побегут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис 40,30-31).


Молимся, говоря: Освободи нас от усталости, Господи

  • Когда мы крутимся только вокруг себя.
    Освободи нас от усталости, Господи
  • Когда нам кажется, что не хватает сил, чтобы отдать себя другим.
    Освободи нас от усталости, Господи
  • Когда мы ищем отговорки, чтобы уклониться от ответственности.
    Освободи нас от усталости, Господи
  • Когда у нас есть таланты и способности, которые можно использовать.
    Освободи нас от усталости, Господи
  • Когда наше сердце всё ещё откликается на несправедливость.
    Освободи нас от усталости, Господи

III Стояние: Иисус падает в первый раз

Из Евангелия от Луки (10,13–15)

«Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!
Ибо если бы в Тире и Сидоне были совершены те чудеса, что произошли у вас,
они давно уже покаялись бы, сидя во вретище и пепле.
Потому в день суда Тиру и Сидону будет легче, чем вам.
И ты, Капернаум, неужели будешь вознесён до неба? Нет, до ада низвергнешься!»

Это было как первое падение на самое дно — и из уст Твоих, Иисус, вышли суровые слова для тех мест, что были Тебе так дороги.
Семя Твоего слова, казалось, упало в пустоту — как и каждый из Твоих жестов освобождения.
Каждый пророк чувствовал себя падающим в бездну неудачи — чтобы затем продолжать путь Божий.

Твоя жизнь, Иисус, — это притча: Ты никогда не падаешь напрасно на нашу землю.
Даже тогда, в первый раз, разочарование было прервано радостью Твоих учеников, которых Ты послал:
они вернулись к Тебе и рассказывали о знамениях Царства Божьего.
Тогда Ты возрадовался — спонтанной, бурной радостью, которая заставляет вскакивать с места с заразительной энергией.
Ты благословил Отца, Который скрывает Свои замыслы от мудрых и разумных, и открывает их младенцам.

Даже путь Креста врезается глубоко в землю:
великие от него отдаляются, стремясь прикоснуться к небу.
Но небо здесь — оно снизошло, и его можно встретить даже в падении, оставаясь на земле.

Вавилонские строители рассказывают нам, что ошибаться нельзя, а тот, кто падает — погиб.
Это стройка ада.
А вот домостроительство Бога — не убивает, не отвергает, не подавляет.
Она смиренна, верна земле.
Твой путь, Иисус, — это путь Блаженств.
Он не разрушает, а взращивает, чинит, хранит.


Молимся, говоря: Да приидет Царствие Твоё

  • Для тех, кто чувствует себя неудачником.
    Да приидет Царствие Твоё
  • Чтобы противостоять экономике, которая убивает.
    Да приидет Царствие Твоё
  • Чтобы вернуть силу тем, кто упал.
    Да приидет Царствие Твоё
  • В соревновательных обществах и среди тех, кто гонится за первыми местами.
    Да приидет Царствие Твоё
  • Для тех, кто лежит на границах, чувствуя, что его путь завершён.
    Да приидет Царствие Твоё

IV Стояние: Иисус встречает Свою Матерь

Из Евангелия от Луки (8,19–21)

Пришли к Нему Мать и братья Его, но не могли подойти к Нему из-за толпы.
Ему дали знать: «Мать Твоя и братья Твои стоят снаружи и хотят видеть Тебя».
Но Он ответил: «Моя Мать и Мои братья — это те, кто слушает Слово Божье и исполняет его».

Твоя Мать рядом, на пути Креста: она была Твоей первой ученицей.
С нежной решимостью, с разумом, что хранит и размышляет в сердце,
Твоя Мать здесь.
С того момента, как ей было предложено принять Тебя в своё чрево, она обратилась к Тебе.
Она свернула свои пути к Твоим.
Это не было отречением, а постоянным открытием — до самого Голгофы:
следовать за Тобой — значит отпускать Тебя,
иметь Тебя — значит давать место Твоей новизне.

Каждая мать это знает: сын — всегда неожиданность.
Любимый Сын, Ты признаёшь, что Твоя Мать и Твои братья —
это те, кто слушает и позволяет себе измениться.
Они не говорят, но действуют.
В Боге слова — это дела, обещания — реальность.
На пути Креста, о Мать, Ты — одна из немногих, кто это помнит.
Теперь Тебе, Сыну, нужна Она: Ты чувствуешь, что Она не теряет надежды.
Ты ощущаешь, что Она снова рождает в своём чреве Слово.

И мы, Иисус, можем следовать за Тобой, рождённые теми, кто шёл за Тобой.
И мы вновь обретаем жизнь через веру Твоей Матери и бесчисленных свидетелей,
которые рождают жизнь даже там, где всё говорит о смерти.

Тогда, в Галилее, они хотели видеть Тебя.
Теперь, поднимаясь на Голгофу, Ты сам ищешь взгляда тех, кто слушает и исполняет.
Невыразимое согласие. Несокрушимый союз.


Молимся, говоря: Вот Мать Моя

  • Мария слушает и говорит.
    Вот Мать Моя
  • Мария вопрошает и размышляет.
    Вот Мать Моя
  • Мария выходит из дома и решительно идёт.
    Вот Мать Моя
  • Мария радуется и утешает.
    Вот Мать Моя
  • Мария принимает и заботится.
    Вот Мать Моя
  • Мария рискует и защищает.
    Вот Мать Моя
  • Мария не боится осуждений и слухов.
    Вот Мать Моя
  • Мария ждёт и остаётся.
    Вот Мать Моя
  • Мария направляет и сопровождает.
    Вот Мать Моя
  • Мария не уступает смерти ни на йоту.
    Вот Мать Моя

V Стояние: Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест

Из Евангелия от Луки (23,26)

Когда Его увели, они остановили некоего Симона из Кирены,
который возвращался с поля, и возложили на него крест, чтобы он нёс его за Иисусом.

Он не предложил сам — его остановили.
Симон возвращался после работы, и на него взвалили крест осуждённого.
Может, у него была подходящая внешность, но его путь был другим, его планы — другими.
С Богом можно столкнуться вот так — неожиданно.

Почему-то, Иисус, это имя — Симон Киринеец —
стало быстро незабываемым среди Твоих учеников.
На пути Креста их не было. И нас тоже.
А вот Симон — был.
И это остаётся правдой до сих пор:
когда кто-то отдаёт всего себя, другие могут быть где-то далеко, даже в бегстве —
или могут быть вовлечены, как Симон.

Мы верим, Иисус, что помним имя Симона,
потому что эта неожиданная встреча изменила его навсегда.
Он больше не смог забыть о Тебе.
Он стал частью Твоего Тела, живым свидетелем Твоего отличия от любого другого осуждённого.

Симон Киринеец получил на себя Твой крест, не прося этого,
как ярмо, о котором Ты однажды сказал:
«Ибо ярмо Моё — благо, и бремя Моё — легко» (Мф 11:30).

Даже животные работают лучше, когда идут рядом.
И Ты, Иисус, любишь вовлекать нас в Твоё дело —
распахивать землю, чтобы она вновь могла быть засеяна.

Нам нужна эта удивительная лёгкость.
Нам нужно, чтобы кто-то остановил нас —
и дал нам на плечи кусочек реальности, которую просто нужно понести.

Можно работать целый день — но без Тебя всё распыляется.
Напрасно трудятся строители,
напрасно бодрствует страж, если Бог не строит (ср. Пс 127).

Вот: на пути Креста возникает новый Иерусалим.
И мы, как Симон Киринеец, меняем дорогу —
и трудимся с Тобой.


Молимся, говоря: Останови наш бег, Господи

  • Когда мы идём своей дорогой, не глядя никому в лицо.
    Останови наш бег, Господи
  • Когда новости нас не трогают.
    Останови наш бег, Господи
  • Когда люди становятся просто цифрами.
    Останови наш бег, Господи
  • Когда у нас никогда нет времени, чтобы выслушать.
    Останови наш бег, Господи
  • Когда мы спешим с решениями.
    Останови наш бег, Господи
  • Когда мы не допускаем изменений в планах.
    Останови наш бег, Господи

VI Стояние: Вероника отирает лик Иисуса

Из Евангелия от Луки (9,29–31)

Когда Он молился, лицо Его изменилось, и одеяние Его сделалось белым и блистающим.
И вот, два мужа беседовали с Ним: это были Моисей и Илия, явившиеся во славе;
они говорили о Его исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

Из Книги Псалмов (26,8-9)

Сердце моё говорит от Тебя:
«Ищите лица Моего!»
Я ищу лица Твоего, Господи.
Не скрывай от меня лица Твоего.


В Твоём лице, Иисус, мы видим Твоё сердце.
Решимость Твоя читается в глазах,
высечена в чертах Твоего лица,
делает Твоё выражение знакомой внимательностью.
Ты замечаешь Веронику, как замечаешь и меня.

Я ищу Твоё лицо, которое говорит о решении любить нас до последнего дыхания —
и даже за его пределами,
ведь любовь сильна, как смерть (см. Песн. 8:6).
Лицо Твоё меняет наши сердца —
я хотел бы всматриваться в него и хранить его.

Ты отдаёшь Себя нам, день за днём,
в лицах каждого человека —
живое воспоминание о Твоём воплощении.
Всякий раз, когда мы обращаем внимание на самого малого,
мы заботимся о Твоём Теле, и Ты остаёшься с нами.

Так Ты освещаешь наши сердца и выражения лиц.
Вместо того чтобы отвергать, теперь мы принимаем.
На Крестном пути наши лица, как и Твоё,
могут наконец светиться и нести благословение.

Ты оставил в нас этот образ —
предчувствие Твоего возвращения,
когда Ты узнаешь нас с первого взгляда, по одному.
Тогда, возможно, мы станем похожими на Тебя.
И будем лицом к лицу, в бесконечном диалоге,
в близости, от которой мы никогда не устанем —
семья Божия.


Молимся, говоря: Оставь в нас память о Себе, Иисус

  • Когда наше лицо без выражения.
    Оставь в нас память о Себе, Иисус
  • Когда сердце наше отстранено.
    Оставь в нас память о Себе, Иисус
  • Когда наши поступки разъединяют.
    Оставь в нас память о Себе, Иисус
  • Когда наши решения причиняют боль.
    Оставь в нас память о Себе, Иисус
  • Когда наши планы исключают других.
    Оставь в нас память о Себе, Иисус

VII Стояние: Иисус падает во второй раз

Из Евангелия от Луки (15,2–6)

Фарисеи и книжники роптали:
«Он принимает грешников и ест с ними».
Но Он рассказал им эту притчу:
«Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них,
не оставит девяносто девять в пустыне
и не пойдет за пропавшей, пока не найдёт её?
А найдя, с радостью кладёт её на плечи, идёт домой,
созывает друзей и соседей и говорит им:
«Порадуйтесь со мной — я нашёл овцу, которая пропала!»»


Падать и подниматься; падать — и снова подниматься.
Так Ты, Иисус, учишь нас читать человеческое приключение жизни.
Человеческое, потому что открытое.

От машин мы не ждём ошибок —
мы хотим, чтобы они были безупречны.
Люди же — колеблются, отвлекаются, теряются.
Но зато они знают радость —
радость нового начала, радость возрождения.

Человек рождается не механически,
а вручную — мы уникальные творения,
сплетение благодати и ответственности.

Иисус, Ты стал одним из нас;
Ты не побоялся споткнуться и упасть.
Тот, кто стыдится этого,
кто выставляет свою непогрешимость,
кто скрывает свои падения и не прощает чужих —
отвергает путь, который Ты выбрал.

Ты, Иисус, — Господь радости.
В Тебе мы все вновь найдены
и возвращены домой, как та одна овца, что потерялась.

Бесчеловечна та экономика,
в которой девяносто девять важнее одной.
Но мы построили именно такой мир:
мир расчетов и алгоритмов, холодной логики и безжалостной выгоды.

Закон Твоего дома — другой, Господи.
Обратиться к Тебе, упавшему и поднявшемуся, —
значит изменить путь и изменить шаг.
Обращение, которое возвращает радость
и ведёт нас домой.


Молимся, говоря: Подними нас, Боже, Спасение наше

  • Мы — дети, которые иногда плачут.
    Подними нас, Боже, Спасение наше
  • Мы — подростки, которые чувствуют себя неуверенно.
    Подними нас, Боже, Спасение наше
  • Мы — молодёжь, которую слишком часто презирают взрослые.
    Подними нас, Боже, Спасение наше
  • Мы — взрослые, которые ошибались.
    Подними нас, Боже, Спасение наше
  • Мы — пожилые, которые всё ещё хотят мечтать.
    Подними нас, Боже, Спасение наше

VIII Стояние: Иисус встречает женщин Иерусалима

Из Евангелия от Луки (23,27–31)

За Ним шло великое множество народа и женщин,
которые били себя в грудь и причитали о Нём.
Но Иисус, обратившись к ним, сказал:
«Дочери Иерусалима, не плачьте обо Мне,
но плачьте о себе и о детях ваших.
Ибо вот, наступают дни, когда скажут:
“Блаженны неплодные, и утробы, не рождавшие, и сосцы, не питавшие!”
Тогда начнут говорить горам: “Падите на нас!”
и холмам: “Покройте нас!”
Ибо если так поступают с зелёным деревом, что будет с сухим?»


Ты всегда, Иисус, видел в женщинах особую связь с сердцем Бога.
Поэтому в том великом множестве людей,
что в тот день изменило свой путь и последовало за Тобой,
Ты сразу увидел женщин — и снова установил с ними особую близость.

Город становится другим,
когда его носят в утробе и кормят грудью,
когда он рождается не только из власти,
а переживается изнутри, с участием и болью.
Женщины исполняли обряд сострадания,
но Ты, Господи, обратился прямо к их сердцу.

«Не плачьте обо Мне».
Сердце — место, где соединяются события,
где рождаются мысли и решения.
Бог любит Своё народ, но хочет, чтобы мы плакали о себе,
о нашей истории, о наших детях.
Существуют слёзы, после которых всё рождается заново.
Это не показная скорбь, а подлинное раскаяние —
слёзы, которых не нужно стыдиться
и которые не следует прятать за закрытыми дверями.

Нашему раненому, разрозненному миру
нужны такие настоящие слёзы,
иначе исполнится апокалиптическое предсказание:
мы перестанем рождать, и всё рухнет.

Но вера сдвигает горы.
Горы и холмы не сокрушают нас,
а между ними открывается путь —
Твой путь, Иисус, путь восхождения,
на котором апостолы Тебя оставили,
но ученицы — матери Церкви —
остались рядом.


Молимся, говоря: Даруй нам материнское сердце, Иисус

  • Ты наполнил историю Церкви святыми женщинами.
    Даруй нам материнское сердце, Иисус
  • Ты отверг насилие и власть, построенные на принуждении.
    Даруй нам материнское сердце, Иисус
  • Ты собрал и утешил слёзы матерей.
    Даруй нам материнское сердце, Иисус
  • Ты поручил женщинам весть о воскресении.
    Даруй нам материнское сердце, Иисус
  • Ты вдохновил Церковь на новые дары и чувствительность.
    Даруй нам материнское сердце, Иисус

IX Стояние: Иисус падает в третий раз

Из Евангелия от Луки (7,44–49)

[Иисус] сказал Симону:
«Видишь ли эту женщину?
Я вошёл в твой дом,
и ты не дал Мне воды для ног;
а она слезами омыла Мне ноги и волосами головы своей отёрла.
Ты не поцеловал Меня;
а она, с того момента, как Я вошёл, не перестаёт целовать Мне ноги.
Ты не помазал маслом Мне голову;
а она благовонием помазала Мне ноги.
Потому говорю тебе: прощаются ей грехи многие,
ибо она возлюбила много.
А кому мало прощается, тот мало любит».
И сказал ей: «Прощаются тебе грехи твои».
И начали сидевшие с Ним за столом говорить про себя:
«Кто Он, что и грехи прощает?»


Ты не упал один раз, Иисус.
Ты падаешь снова и снова.
Ты падал ещё в детстве, как любой ребёнок.
Так Ты понял нас и принял нашу хрупкость,
нашу уязвимость —
нашу человечность,
которая спотыкается и снова встаёт.

Грех отдаляет нас от Тебя,
но Твоя безгрешность делает Тебя ближе к каждому грешнику.
Ты не судишь. Ты соединяешься с нашими падениями.
И именно это ведёт к обращению.

Скандал для тех, кто дистанцируется от других —
и от самого себя.
Скандал для тех, кто живёт в двойственности —
между тем, кем он должен быть, и тем, кто он есть на самом деле.
Но в Твоей милости, Иисус,
падает всякая ложь.
Маски становятся бесполезны.
Показное благочестие рушится.

Ты видишь сердце.
Ты любишь сердце.
Ты согреваешь сердце.

И тогда Ты поднимаешь нас,
ведёшь вперёд по новым, смелым и щедрым путям.

Кто Ты, Иисус, что прощаешь даже грехи?
Вот Ты снова на земле, на пути Креста.
Ты — Спаситель нашей земли.
Не просто той, по которой мы ходим,
но и той, из которой мы сотворены.

Ты, Иисус, как гончар, лепишь нас заново,
даже из упавшей глины.


Молимся, говоря: Мы — глина в Твоих руках

  • Когда кажется, что ничего уже не изменится — напомни нам:
    Мы — глина в Твоих руках
  • Когда нет конца конфликтам — напомни нам:
    Мы — глина в Твоих руках
  • Когда технологии обманывают нас иллюзией всемогущества — напомни нам:
    Мы — глина в Твоих руках
  • Когда успехи уводят нас от земли — напомни нам:
    Мы — глина в Твоих руках
  • Когда нас больше волнует внешность, чем сердце — напомни нам:
    Мы — глина в Твоих руках

X Стояние: Иисуса обнажают

Из книги Иова (1,20–22)

Тогда Иов встал, разодрал верхнюю одежду свою,
остриг голову, пал на землю и поклонился.
И сказал:
«Наг я вышел из чрева матери моей,
наг и возвращусь туда.
Господь дал, Господь и взял.
Да будет имя Господне благословенно!»
Во всём этом Иов не согрешил и не приписал Богу ничего несправедливого.


Ты не сам себя раздеваешь — Тебя раздевают.
Эта разница, Иисус, понятна каждому из нас.
Только тот, кто любит, может принять нашу наготу в своих руках
и посмотреть на неё с любовью, а не с вожделением.

Мы боимся взглядов тех, кто не знает нас и хочет только обладать.
Ты, Иисус, раздет и выставлен перед всеми,
но даже в этом унижении Ты устанавливаешь близость.
Ты хочешь быть близким даже к тем, кто Тебя разрушает.
Ты смотришь на тех, кто Тебя раздевает,
как на любимых, которых Отец Тебе дал.

Здесь больше, чем терпение Иова.
Здесь — любовь Жениха,
который позволяет Себя взять, коснуться
и всё обращает во благо.

Ты оставляешь нам Свои одежды —
как реликвии любви, доведённой до конца.
Они в наших руках, потому что Ты был среди нас.
Мы бросаем жребий за Твою одежду —
но здесь удача не одному, а всем.

Ты знаешь каждого по имени, чтобы спасти всех, всех, всех.

И если сегодня Твоя Церковь кажется лоскутной, разорванной одеждой,
научи нас вновь ткать братство —
на прочной основе Твоего дара.
Мы — Твоё Тело, Твоя неразделимая Туника,
Твоя Невеста.
Мы — это все вместе.

«Жребий мой — на дивных местах,
прекрасна для меня наследственная часть моя» (Пс 16,6).


Молимся, говоря: Даруй Твоей Церкви мир и единство

  • Господи Иисус, видящий разногласия среди Твоих учеников,
    Даруй Твоей Церкви мир и единство
  • Господи Иисус, несущий раны нашей истории,
    Даруй Твоей Церкви мир и единство
  • Господи Иисус, знающий слабость нашей любви,
    Даруй Твоей Церкви мир и единство
  • Господи Иисус, призывающий нас быть членами Твоего Тела,
    Даруй Твоей Церкви мир и единство
  • Господи Иисус, одетый в одежду милосердия,
    Даруй Твоей Церкви мир и единство

XI Стояние: Иисуса прибивают ко кресту

Из Евангелия от Луки (23,32–34а)

С Ним вели на смерть и двух других — злодеев.
И когда пришли на место, называемое Лобное,
там распяли Его и злодеев — одного по правую сторону, другого по левую.
Иисус же говорил:
«Отче, прости им, ибо не знают, что делают».


Нет ничего страшнее для нас, чем неподвижность.
А Ты, Иисус, — пригвождён, остановлен, обездвижен.
Но Ты не один: рядом другие.
Ты никогда не один.
Даже на кресте Ты — Бог с нами.

Откровение не остановить, его не прибить.
Даже на кресте Ты свободен:
Ты выбираешь, ради кого Ты там.

Ты обращаешь внимание и на одного, и на другого распятого с Тобой:
не реагируешь на насмешки одного
и принимаешь мольбу другого.
Ты смотришь с любовью и на тех, кто Тебя распинает,
умеешь увидеть сердце даже тех, кто не понимает, что делает.

Ты поднимаешь глаза к небу —
Ты бы хотел, чтобы оно стало яснее,
но даже во тьме Ты прорываешь тьму светом ходатайства.

Пригвождённый — Ты всё равно ходатайствуешь,
Ты становишься посредником,
Ты стоишь посреди — между сторонами, между врагами.
Ты ведёшь их к Богу,
потому что Твой крест —
это конец стенам,
аннулирование долгов,
отмена приговоров,
утверждение примирения.

Ты — настоящий Юбилей.

Обрати нас к Себе, Иисус,
Ты, пригвождённый, всё можешь.


Молимся, говоря: Научи нас любить

  • Когда у нас есть силы и когда нам кажется, что их больше нет,
    Научи нас любить
  • Когда нас сковывают несправедливые законы или решения,
    Научи нас любить
  • Когда нам противостоят те, кто не хочет правды и справедливости,
    Научи нас любить
  • Когда нас охватывает отчаяние,
    Научи нас любить
  • Когда говорят: «Уже ничего нельзя сделать»,
    Научи нас любить

XII Стояние: Иисус умирает на кресте

Из Евангелия от Луки (23,45–49)

Солнце померкло, и завеса в храме разодралась посередине.
Иисус громким голосом возгласил:
«Отче, в руки Твои предаю дух Мой!»
И, сказав это, испустил дух.
Сотник, увидев случившееся, прославил Бога и сказал:
«Воистину, человек этот был праведник!»
И весь народ, собравшийся на это зрелище,
увидев происходящее, возвращался, бьющий себя в грудь.
Все знакомые Его, и женщины, которые следовали за Ним из Галилеи,
стояли вдали и смотрели на всё это.


Где мы, когда Ты, Иисус, умираешь на Голгофе?
У подножия креста? На небольшом расстоянии? Далеко?
Или, как апостолы, вообще исчезли?..

Ты испускаешь дух — последний, но в то же время первый:
Ты вручаешь его Отцу и просишь лишь, чтобы он был принят.

Иисус, направь наши пути к Твоему дару,
не дай Твоему дыханию жизни рассеяться.
Наш мрак ищет света.
Наши храмы жаждут остаться открытыми навсегда.

Теперь Святой — не за завесой.
Его тайна — открыта каждому.

Это понимает даже сотник —
воин, который впервые в жизни увидел иную силу —
силу умирающей любви.
Это чувствует и толпа,
та, что недавно кричала против Тебя,
а теперь поражена красотой любви,
невиданной доселе.

Ты даёшь всем, кто смотрит на Твою смерть,
время покаяться —
ударить себя в грудь,
чтобы разбить каменное сердце.

И нам, Иисус,
тем, кто всё ещё смотрит издалека,
помоги жить памятью о Тебе,
чтобы в день, когда Ты придёшь,
и смерть застала нас живыми.


Молимся, говоря: Дух Святой, приди!

  • Мы держались подальше от ран Господа.
    Дух Святой, приди!
  • Мы отвернулись от упавшего брата.
    Дух Святой, приди!
  • Кроткие и милосердные кажутся проигравшими.
    Дух Святой, приди!
  • Верующие и неверующие стоят перед Распятым.
    Дух Святой, приди!
  • Весь мир ищет новое начало.
    Дух Святой, приди!

XIII Стояние: Иисуса снимают с креста

Из Евангелия от Луки (23,50–53a)

И вот, некто по имени Иосиф, член синедриона,
человек добрый и праведный,
не согласившийся с решением и действиями других,
из Аримафеи, города Иудейского,
ожидавший Царствия Божия,
пришёл к Пилату и попросил тело Иисуса.
Он снял Его с креста.


Твоё тело, наконец, оказалось в руках добродетельного и справедливого человека.
Ты во сне смерти, Иисус,
но в Тебя вбирает своё сердце человек живой —
тот, кто выбрал добро.

Иосиф не был из тех, кто только говорит,
но действует.
Евангелие подчёркивает:
он не участвовал в решении других.

И это — радостная весть:
Тебя принимает в объятия тот,
кто не пошёл за мнением большинства.
Тебя снимает с креста тот,
кто принял на себя ответственность.

Ты на своём месте, Иисус —
в лоне Иосифа из Аримафеи,
того, кто ждал Царства Божия.
Ты среди тех, кто всё ещё надеется,
кто не смирился с мыслью,
что несправедливость — это неизбежно.

Ты разрываешь цепи фатализма.
Ты ломаешь автоматизмы,
что разрушают общий дом и братство.

Тем, кто ждёт Твоего Царства,
Ты даёшь смелость выйти к власти —
как Моисей к фараону,
как Иосиф к Пилату.

Ты доверяешь нам великие задачи,
Ты делаешь нас смелыми.

Ты умер — но Ты всё ещё царствуешь.
И для нас, Иисус,
служить Тебе — значит царствовать.


Молимся, говоря: Служить Тебе — значит царствовать

  • Накормить голодного —
    Служить Тебе — значит царствовать
  • Напоить жаждущего —
    Служить Тебе — значит царствовать
  • Одежду дать нагому —
    Служить Тебе — значит царствовать
  • Принять странника —
    Служить Тебе — значит царствовать
  • Навестить больного —
    Служить Тебе — значит царствовать
  • Посетить заключённого —
    Служить Тебе — значит царствовать
  • Похоронить умершего —
    Служить Тебе — значит царствовать

XIV Стояние: Иисуса кладут во гроб

Из Евангелия от Луки (23,53b–56)

Он завернул Его в плащаницу и положил в гроб, высеченный в скале,
где ещё никто не был положен.
Был день Приготовления, и начиналась суббота.
Женщины же, пришедшие с Иисусом из Галилеи,
пошли за Иосифом и смотрели на гробницу
и как было положено Тело Иисуса.
Возвратившись, они приготовили ароматы и благовония.
А в субботу они соблюдали покой, как было предписано.


В мире, который никогда не останавливается,
Ты, Иисус, живёшь свою субботу.
И женщины тоже живут этой субботой —
те, чьи ароматы и благовония
уже предвкушают Воскресение.

Научи нас ничего не делать,
когда от нас требуется только ждать.
Воспитай нас в ритмах земли,
которые не совпадают с ритмами искусственного мира.

Ты лежишь во гробе, Иисус,
Ты разделяешь общую для всех нас участь,
Ты достигаешь глубин, которые нас так пугают.
Ты видишь, как мы стараемся их избежать,
бесконечно умножая дела и активности.

Мы часто ходим по кругу —
но суббота сияет своим светом,
учит нас и призывает к покою.
Божественная жизнь,
жизнь по мерке человека —
та, что знает мир субботы.

«Каждый будет сидеть спокойно под своей виноградной лозой и под своей смоковницей,
и никто не будет устрашать их» (Мих 4:4), — пророчествовал Михей.
И Захария вторил ему:
«В тот день, — слово Господа, — каждый будет приглашать ближнего под виноградную лозу и под смоковницу» (ср. Зах 3:10).

Иисус, Ты, как будто спящий
в бурлящем мире,
приведи нас всех в мир субботы.
Тогда всё творение предстанет перед нами прекрасным и добрым,
предназначенным для Воскресения.
И будет мир над народом Твоим и над всеми народами.


Молимся, говоря: Да придёт Твой мир

  • За землю, воздух и воду
    Да придёт Твой мир
  • За праведных и неправедных
    Да придёт Твой мир
  • За невидимых и безгласных
    Да придёт Твой мир
  • За тех, у кого нет ни власти, ни денег
    Да придёт Твой мир
  • За тех, кто ждёт праведного ростка
    Да придёт Твой мир

Заключительная молитва

«“Хвала Тебе, мой Господь”, — пел святой Франциск Ассизский.
В этой прекрасной песне он напоминал нам, что наш общий дом —
это также и наша сестра […]
И эта сестра протестует против зла, которое мы ей причиняем»

(Энц. Laudato si’, 1–2).

«“Все братья”, — писал также святой Франциск,
обращаясь ко всем братьям и сёстрам,
предлагая им стиль жизни, проникнутый Евангелием»

(Энц. Fratelli tutti, 1).

«“Он возлюбил нас”, — говорит святой Павел, имея в виду Христа,
чтобы мы открыли для себя,
что от этой любви ничто не сможет нас отлучить»

(Энц. Dilexit nos, 1).


Мы прошли Крестный путь,
мы обратились к Любви,
от которой ничто не может нас отлучить.

Теперь, когда Царь спит
и великая тишина сходит на всю землю,
сделаем своими слова святого Франциска
и воззовём к дару обращения сердца:

Всевышний и славный Боже,
озарим тьму моего сердца.
Даруй мне веру истинную,
надежду твёрдую,
любовь совершенную
и глубокое смирение.
Даруй мне, Господи, разум и мудрость,
чтобы исполнить Твою святую и истинную волю. Аминь.